26 aprill, 2020
Неотложные замечания в связи с антикризисными мерами поддержки предпринимательства, утвержденными правительством Эстонской Республики 23 апреля 2020 года
26 aprill, 2020
Уважаемые члены правительства Республики
22 апреля 2020
Неотложные замечания в связи с антикризисными мерами поддержки предпринимательства, утвержденными правительством Эстонской Республики 23 апреля 2020 года
Для того, чтобы предпринимательский сектор смог пережить кризис, крайне важно, чтобы меры поддержки и ресурсы, выделенные правительством Республики и Европейским Союзом, охватывали всю целевую группу в Эстонии, включая самых мелких ее представителей (FIE, исправно платящие налоги малые предприятия, единственными работниками в которых являются члены правления, компании, чей персонал работает не на основании трудового договора, индивидуальные предприниматели).
Несмотря на неоднократные обращения как со стороны EVEA, так и нескольких профессиональных ассоциаций, предлагаемые сегодня меры по поддержке бизнеса недоступны для огромного числа предпринимателей. Меры поддержки, уже принимаемые или запланированные в Эстонии, не распространяются на мелкие компании или несколько серьезно пострадавших секторов. Такая дискриминация уже заложена в самой структуре этих мер в виде прямого исключения, или заключается в чрезмерно высоких требованиях к обороту компании, минимальным расходам на рабочую силу или налогам на рабочую силу.
Ассоциация EVEA, которая представляет исключительно средние, малые и микропредприятия, требует, чтобы предназначенные для преодоления кризиса меры государственной поддержки были предусмотрены для всех форм предпринимательства, включая FIE и все микропредприятия, чтобы эти меры были доступны на посильных для предприятий условиях.
Мы обращаем внимание правительства на наиболее существенные недостатки, содержащиеся в известных нам условиях мер по оказанию помощи, предлагаемых KredEx и EAS. 22 апреля мы обратились к Министерству экономики и коммуникаций и KredEx с предложениями, касающимися мер поддержки KredEx, поэтому вполне возможно, некоторые из упомянутых ниже проблем будут решены еще до заседания правительства. Если же этого не произойдет, мы надеемся, что правительство примет во внимание следующие пункты:
- По нашей оценке, предлагаемые кризисные кредиты и гарантии Kredex не соответствует характеру антикризисных мер и не в полной мере используют возможности, доступные в рамках временной государственной помощи. По мнению EVEA, процентная ставка по любому применяемому в чрезвычайных условиях финансовому инструменту не должна превышать 1,5%. В рамках же временной помощи эта ставка могла бы быть еще ниже. Мы уже выдвигали соответствующие предложения, и нам непонятно, почему кризисные кредиты и почти стопроцентные поручительства государственного сектора должны даже в «мирное время» приносить большую прибыль KredEx и банкам. Высокопоставленные лица во главе с министрами неоднократно обещали снизить процентные ставки по кризисным кредитам KredEx, однако в условиях мер помощи все осталось без изменений (например, как минимум 4% и 6% для прямых кредитов KredEx).
- Та же картина наблюдается и с планируемым «поручительством по малому кредиту», когда банкам разрешается взимать 4%-ную процентную ставку при 100%-ном государственном поручительстве, в то время как ставка по большей части кредитов, выданных банками до кризиса, находилась в диапазоне 2-4% без государственного поручительства. Ранее нам обещали, что процентная ставка по этой мере останется в пределах 1,5%.
- Основным недостатком предлагаемых мер помощи KredEx является то, что все они по существу оставляют за бортом самозанятых лиц, индивидуальных предпринимателей и предпринимателей чьи сотрудники работают не на основании трудового договора, поскольку максимальная сумма кредита рассчитывается на основе прошлогодних расходов на персонал. Трудовой договор уже давно не является единственной формой трудовых отношений. Мы уже неоднократно обращали на это внимание правительства и исполнительной власти. В соответствии с временными рамками государственной помощи, для расчета максимальной суммы кредита разрешается использовать на равных основаниях помноженные на 2 расходы компании на персонал, 25% от оборота предприятия за предыдущий год или сумму, которая нужна для обеспечения ликвидности в следующие 18 месяцев. Мы просим лиц, принимающих решения в Эстонии, не проявлять ненужных инициатив и не ограничивать возможности, предоставленные ЕС для поддержки предпринимателей.
- Условия планируемой EAS поддержки, которая призвана компенсировать потери в сфере туризма и поддержать реструктуризацию предпринимательской деятельности компаний, аналогичным образом дискриминируют самых мелких предпринимателей, особенно FIE и тех, у кого нет сотрудников, работающих на основании трудового договора. Таких предприятиий в Эстонии насчитывается более 60 000, что составляет около 45% от числа всех действующих компаний. Они также не имеют права на компенсацию заработной платы от Кассы по безработице. Если государство намеренно исключит их из всех мер по оказанию помощи, это станет четким сигналом о том, что люди, которые сами обеспечивают себя работой, в нашей стране не ценятся и их выживание не считается важным. Такой подход вступает в противоречие с принципами европейской политики в отношении предпринимательства.
- Мы прекрасно понимаем, что денег, выделенных в принятом 15.04.2020 дополнительном бюджете явно недостаточно, чтобы помочь всем нуждающимся, и меры были приняты на основе принципа «пришей кафтан к карману», то есть сначала была предоставлена кругленькая сумма, для которой должна была быть найдена достаточно узкая целевая группа бенефициаров. EVEA призывает правительство Республики задействовать все дополнительные финансовые ресурсы в виде предоставленных Европейским союзом дополнительных кредитов и гарантий, а также гибкого перераспределения средств Структурных Фондов. Особое внимание мы хотим привлечь к необходимости использования такого предоставленного ЕС потенциала, как SURE initiative, который прямо предусматривает временную поддержку доходов FIE (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_20_572), а также кредита, предложенного Европейским инвестиционным фондом 6 апреля (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_569). Если дополнительный бюджет, принятый 15 апреля 2020 года, не предусматривает этих возможностей, мы призываем правительство немедленно начать подготовку следующего дополнительного бюджета, в котором при участии представительных организаций будут параллельно разработаны дополнительные меры поддержки для предпринимателей, чтобы как можно скорее представить этот документ в Рийгикогу.